Для того чтобы смазать механические агрегаты машины, в которых содержатся зубчатые передачи, применяются особые трансмиссионные масла, которые способны действовать на контактирующие области зубьев даже при низких температурах окружающей среды. Именно поэтому к таким маслам предъявляется большой спектр различных эксплуатационных требований. Это важно знать не только тому, кто производит автомобили и их обслуживает, но и рядовым водителям и тем, кто проходит обучение вождению.
Пройдемся по главным характеристикам трансмиссионных масел и заострим ваше внимание на самых важных моментах. Хочется отметить, что трансмиссионные масла и моторные масла — это не одно и тоже.
Трансмиссионные — от слова трансмиссия (применяются в коробках передач, но не только в них), а моторные — от слова мотор (двигательные).
Характеристики
Сюда в первую очередь относятся противоизносные и противозадирные свойства. Новичкам, которые обучаются вождению автомобиля нужно запомнить, что противоизносные — характеризуют смазывающую способность, а также помогают обеспечить минимальный уровень износа контактирующих поверхностей. А противозадирные — предотвращают сваривание и задирание точек контактов.
Главным свойством масла является его «умение» формировать на поверхности детали очень прочную «защитную пленку», что и определяет уровень качества.
Второе, что рекомендуется учитывать при покупке масла — это температурно-вязкостные свойства. Маркировка и классификация трансмиссионных масел (то же касается и моторных) базируется на общих показателях вязкости и качества. За рубежом можно встретить две классификации, это SAE и API (подробнее о каждом чуть ниже).
Качество (API)
Здесь учитываются конструктивные особенности деталей трансмиссии, специфика работы и загруженность зубчатых передач.
В систему API входит 6 групп (шесть цифр), характеризующих качество масла. Чем выше после букв число, тем лучше качество.
Например, GL-5 и -6 считаются универсальными трансмиссионными маслами, которые обычно применяются, например, в коробках передач. Они выпускаются на минеральной, синтетической или полусинтетической основе. Нужно отметить, что эти марки допущены к применению в армиях НАТО и США.
Вязкость (SAE)
Согласно данному свойству трансмиссионные масла также делятся на 6 групп (система SAE). Первые три с индексом W считаются зимними, то есть работаю при низких температурах. Остальные имеют предельные величины вязкости при температуре масла в 99°С.
Видеоматериал о том, что такое API и SAE:
Маркировка SAE
Такие масла, как SAE 84W, 80W и 75W являются зимними; SAE140 и SAE 90 — летними; SAE 250 (тропическое) применяется для тяжелых условий эксплуатации.
Для всесезонных масел имеется следующая маркировка: SAE 85 (80 или 90) W-140. Если есть индекс HD или ЕР (который ставится после числовых значений), то масло обладает высокими противозадирными свойствами.
Синтетические масла
Синтетика является наилучшим вариантом, но это дорого. Полусинтетическое — отличный компромисс между качеством и ценой.
Такие масла в 2,5 раза долговечнее средств на минеральной основе, которые могут сохраняться без замены в картерах агрегатов до 60 000 километров пробега.
Периодичность замены масла в первую очередь зависит от конструкции механизма.
Пластические смазки
Часто автолюбители покупают пластические смазки, которые используются для конкретных условий работы и конкретного узла. Здесь обобщенно стоит учитывать следующие характеристики смазок и условия их эксплуатации в том или ином узле: водостойкость, вязкость, температура, прочность, давление сопрягаемых деталей, несущая способность пленки для смазки, противозадирные свойства и т.д.
Как выбрать трансмиссионное масло?
Во-первых, для вашего ТС могут быть рекомендованы те или иные виды трансмиссионных масел. Но главное при выборе — это следующие факторы:
- если у вас иномарка 84-90-х г.в. с гипоидными передачами, то лучше отдать предпочтение фирменным маслам типа GL-4 или -5;
- для авто старше 1984 года подходят лицензионные масла GL-4.
В номенклатуре трансмиссионных жидкостей есть масла, которые специально разработаны по заказам некоторых автомобилестроительных компаний. В этих средствах учтены технологии, используемые при изготовлении зубчатых колес, и специфика строения агрегатов.
При выборе смазок нужно основываться на инструкцию по эксплуатации ТС. У современных пластических смазок довольно большой ресурс — до 200 тысяч км. К узлам, где применяются такие средства, относятся шарниры рулевого управления, подвески.
Например, смазку в ступицах колес следует менять примерно раз в два года, в некоторых узлах чаще.
При замене смазок в агрегатах автомобиля не стоит забывать, что различные марки бывают несовместимы. Именно поэтому если вы купили подержанную машину, следует поинтересоваться у бывшего владельца, какой смазкой он пользовался, или просто удалить старую, промыть узел и залить ту, которая вам по душе.
Удачного вам вождения и будьте аккуратны!
В статье использовано изображение с сайта www.trucktir.ru