Один из самых важных узлов конструкции любого автомобиля является подвеска, которая выполняет множество различных функций. От нее зависит плавность хода, устойчивость и управляемость машины; именно это устройство связывает воедино кузов и колеса. Подвеска состоит из трех базовых элементов: гасящего, упругого и направляющего. Роль первого, как правило, выполняют амортизаторы, а вот о других узлах мы поговорим подробней.
Направляющее устройство
Это обычно рычаги подвески, которые соединяют кузов автомобиля с колесами. Но у рычагов есть и более важная функция.
Благодаря ним определяется кинематика подвески, то есть траектория перемещения колеса, соответственно — устойчивость и управляемость машины на дороге.
В зависимости от вида направляющего элемента специалисты выделяют зависимые и независимые подвески. У зависимых, колеса, находящиеся на одной оси, жестко соединены друг с другом балкой или мостом, а при независимой подвеске колеса могут двигаться отдельно.
Зависимая подвеска
Зависимые подвески обладают большими ходами колес и высокой прочностью, но не обеспечивают высокую плавность хода и хорошую управляемость по ряду причин (неудачная кинематика, большие неподрессоренные массы). Поэтому такая ходовая часть практически не устанавливается на современных легковых транспортных средствах. Её можно найти лишь на пикапах, «Nissan Navara», или на внедорожниках, например, «Land Rover Defender».
Независимая подвеска
Классическая подвеска, то есть система на сдвоенных поперечных рычагах, используется уже более полувека.Устройство, казалось бы, простое: кузов соединен с колесом двумя рычагами, размещенными друг над другом, а амортизатор с пружиной располагаются отдельно. Но при всем этом такая подвеска способна отлично настраивать кинематику, то есть управляемость автомобиля.
Главный минус подвески на поперечных рычагах — это, то, что она очень громоздка, и поэтому её сложно устанавливать на компактных моделях.
Именно поэтому такую систему чаще всего можно встретить на спортивных автомобилях или на больших машинах бизнес-класса.
Что касается многорычажной подвески, здесь несколько звеньев отвечают за связь колеса с кузовом. Объединить эту схему с рулевым управлением — очень сложная задача. Поэтому многорычажная подвеска чаще устанавливается на задней оси машины.
Полунезависимая подвеска
На некоторых современных марках можно встретить полунезависимую подвеску. Она представляет собой продольные рычаги, которые соединены друг с другом поперечной упругой балкой.
Полунезависимая схема надежна и проста, обеспечивает хорошую плавность хода и управляемость.
Одной из самых распространенных схем в современных легковых автомобилях является «подвеска МакФерсона» или так называемая «качающаяся свеча», где упругий элемент и амортизатор объединены в одну стойку, которая связывает колесо с кузовом нижним рычагом. Такая схема очень компактна и отлично подходит для переднеприводных авто с поперечным расположением двигателя. Минус — неоптимальная кинематика, а так же повышенная нагрузка на кузов.
Упругие элементы
Эти элементы обеспечивают автомобилю плавность хода. Они играют роль буфера между кузовом и подвеской, как бы сглаживая толчки и удары от неровностей и ухабов дороги.
Рессоры
Долгое время в подвеске для легковых машин главным упругим элементом была листовая рессора — набор длинных пластин из металла, скрепленных между собой. Такой подвеске не нужны рычаги, их функцию выполняет сама рессора.
Трение между пластинами так велико, что успешно гасит колебания кузова и позволяет обойтись без амортизаторов. Но ее масса, размеры и плохая плавность хода со временем перестали удовлетворять запросам автолюбителей. Сегодня такая система используется редко: её можно встретить, например, на «Сhevrolet Corvette».
Резина
Утратил популярность и еще один упругий компонент — резина. Благодаря низкой цене этот материал часто использовали на марках типа легендарного «Mini». Что примечательно, резиновые подвески гарантировали хорошую плавность хода, но только в определенных условиях.
В жару и мороз этот упругий элемент не может эффективно функционировать и быстро изнашивается. Надо заметить, что на современных автомобилях резина всё же используется — в буферах отбоя и сжатия.
Пружина
Сегодня большой популярностью пользуется пружинная подвеска. Функция упругого элемента лежит на витой пружине — легкой, дешевой и компактной. Здесь обязательно требуются рычаги, а плавность хода находится не на самом высшем уровне.
Торсион
Нужно отметить еще один компонент — торсион, то есть упругий длинный стержень, который работает на кручение. Он надежнее и легче пружины, но требует слишком много места. Именно поэтому торсионы устанавливаются только на рамных автомобилях, где таким упругим элементам можно разместиться в лонжеронах.
Пневматика
Гидропневматические и пневматические упругие элементы обеспечивают лучшую плавность хода. Толчки от дороги воспринимаются воздухом или специальным газом, который заключен в специальные баллоны. Регулируя давление жидкости для гидропневматики (или газа), обеспечивается высокий комфорт для пассажиров и сохраняется постоянный дорожный просвет.
Давайте посмотрим видеоматериал о типах подвесок:
Мы рассказали об основных типах подвесок. Выбор за вами, главное — это определиться, для чего вам нужен автомобиль и как вы на нем будете ездить.
В статье использованы изображения с сайтов www.stav-autojapan.forum-express.com