Сегодня сложно представить современный автомобиль без усилителя руля, хотя появились они не так уж давно. Серийный выход новинки произведен американским концерном Chrysler Imperial в 1951 году. Примечательно, что гидравлический усилитель, примененный в Imperial остался неизменным по принципу действия до сих пор. Электрогидравлика же стала применяться в комплектации гораздо позднее, в середине 90-х. А полностью электрические системы стали массово выпускаться лишь в 21 веке.
Существует три вида усилителей руля — электрические, гидравлические и электрогидравлические. Какой же лучше выбрать? Рассмотрим их принципы работы, а также плюсы и минусы этих устройств.
Электрический усилитель
Ставить опыты по созданию электрического усилителя начали еще в конце 80-х. Так в 1990 году был выпушен автомобиль Honda NSX, на котором стоял электрический усилитель рулевого управления. Прошло больше десятка лет, а типичные проблемы этой системы остались те же. Одной из главных является опасность внезапного отключения усилителя. Причины могут быть разнообразны:
- сбой в блоке управления;
- плохой контакт соединений;
- падение напряжения в электрических системах автомобиля.
Что же может произойти при отказе электроусилителя? Конечно, потеря управляемости невозможна, так как рулевой вал напрямую связан с рейкой руля. Неприятность другая — постепенно нарастающее усилие при рулении может напугать водителя, неподготовленного методам контраварийного вождения, что может быть чревато не самыми приятными последствиями. Хотя и бояться покупки машины с электрическим усилителем не стоит, на сегодня эти системы считаются достаточно надежными, они всегда испытываются при проведении тестирования автомобилей на безопасность.
При сбое электрический мотор усилителя автоматически отключается, а на приборной панели возникает символ, предупреждающий о неисправности.
Принципы работы электрического усилителя заключаются в работе датчика, который прослеживает угол поворота рулевого колеса и степень усилия, прилагаемого при этом водителем. Затем датчик передает сигнал в блок управления, который обрабатывает полученную информацию и формирует управляющий сигнал на электромотор. Тот в свою очередь, в зависимости от команды, либо перемещает рулевую рейку, либо способствует вращению рулевого вала.
Достоинством такой схемы является то, что рулевой механизм при этом практически неизменен, трубок (магистралей) гидравлики нет, да и энергопотребление минимальное. Положительным отличием также выделяют относительную дешевизну, компактность, независимость от расходов топлива и простоту настройки. Ну а главный недостаток проявляется при отказе усилителя во время непредвиденной ситуации на дороге — возникает резкое увеличение нагрузки и, как следствие, возрастает усилие на руль.
Гидравлический усилитель
Принцип действия гидравлического усилителя заключается в работе насоса, который активизирует гидродвигатель, создавая давление специальной жидкости в системе гидравлики. Эта жидкость, проходя через клапан, оказывает воздействие на правый или левый (в зависимости от поворота руля) поршень рейки руля, что способствует легкому его вращению. При этом угол поворота определяет, на сколько откроется вышеупомянутый клапан.
Логично, что гидронасос, постоянно задействованный двигателем, повышает расход топлива, а гидравлические трубки (магистрали) — это возможный источник протечек.
Плюсами гидравлического усилителя являются его точность и информативность, он очень универсален, а так же безопасен при отказе. К минусам системы можно отнести ее сложность устройства и высокие затраты расхода топлива.
Электрогидравлический усилитель
Принцип работы электрогидравлического усилителя руля аналогичен гидравлическому. Разница в том, что гидронасос начинает работать не от двигателя машины, а от электродвигателя, который питается от генератора. В следствии чего насос работает в непостоянном режиме, а только при непосредственном повороте руля, что позволяет экономить до 1 литра топлива на 100 км. пути.
Плюсами электрогидравлического усилителя рулевого управления является его точность, информативность и эффективность, а также он не влияет на расход топлива. Отрицательные моменты точно такие же, как и у электрического усилителя.
Какие можно сделать выводу из всего вышесказанного? Все дело в том, что любой вариант усилителя безопасен. Отказ в их работе не приводит к блокировке рулевого управления, только несколько меняется усилие на руль. А вот если задаться вопросом экономичности и простоты, то гидроусилитель отпадает из данной категории. Он заметно увеличивает расход топлива. Решение остается за вами. Лично у меня на «Ласточке» стоит электроусилитель, чему я очень рад.
На примере гидравлического усилителя рассмотрим принципы работы данных устройств. На видео также показаны самые распространенные поломки и ошибки эксплуатации.
Удачи вам и всего наилучшего. Соблюдайте ПДД и будьте аккуратны.
В статье использована информация с сайта http://www.amobil.ru