Ни для кого не секрет, что количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах нашей страны не сбавляет обороты. Для улучшения ситуации правительством РФ вводятся все новые и новые поправки в законодательную базу: ужесточается система штрафов и меняются правила дорожного движения. Чиновники не обошли стороной и вопрос об изменении системы подготовки водителей.
Коротко о главном
В первую очередь предполагается ограничить права новичков за рулем. Так экспертами и авторами законопроектов рассматривается возможность отмены сдачи на права экстерном и введения обучения водителей в несколько этапов. Кроме того, решается вопрос о создании личного водительского кода, который будет позволять идентифицировать владельца авто и считывать всю его историю со дня получения прав.
По словам генерального директора федеральной программы по безопасности дорожного движения, Бориса Циклиса, статистика довольно печальна.
«Процент аварий, произошедших по вине водителей, составляет более 80% от числа всех дорожных происшествий. Из них, по превышению скорости — 30% ДТП; из-за управления автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — 20%; в результате выезда на встречную полосу движения — 13%»
Каждый год за руль автомобиля садится примерно 2 миллиона новичков, едва закончивших курсы.
Статистические данные показывают, что каждая 4-ая авария происходит по вине водителя со стажем вождения меньше 3-х лет, при этом, из них в 40% случаев виноваты новички с опытом вождения менее года. А происходит это потому, что автошколы в недостаточной степени обучают будущих водителей, которые не всегда понимают степень своей ответственности на дороге, чаще нарушают правила, не в силу их незнания, а просто по некомпетентности и незаинтересованности обучающих лиц. Ситуацию такую усугубляет и тот факт, что зачастую права получаются незаконным путем, подкупая учителей автошколы.
Ограничения — это плюс
Для особого контроля за новичками во многих странах давно введена поэтапная система выдачи водительских удостоверений. Такое новшество привело к довольно резкому снижению ДТП по вине начинающих водителей.
Суть системы заключается в последовательном получении полноценных знаний и умений вождения автомобилем, а в первый год после сдачи экзаменов на водителя накладывается ряд ограничений.
«Разные страны вводят разные ограничительные меры, так, например в Корее, новичок за рулем не имеет право перевозить в качестве пассажиров детей. В ряде других стран начинающему водителю не дозволено ездить быстрее 50 км/ч»
Борис Циклис отметил, что при проверках автошкол было выявлено достаточное количество типичных нарушений. Самое распространенное — нарушение учебного плана из-за непосещения занятий, в результате чего прогульщики не получают полноценных часов практического вождения. Кроме того, имеется нехватка технических средств и тренажерного оборудования. Необходимо также снижать и коррупционный сегмент при получении прав.
Решительные действия
На сегодняшний день за рулем автомобилей в России находится 25% активного населения, это более 20 миллионов человек. Количество аварийных ситуаций на дорогах на протяжении года составляет примерно 60 миллионов, а 3% из них заканчиваются ДТП. Решений этой проблемы несколько.
Во-первых, в стране давно назрел вопрос о пересмотре содержания теории подготовки водителей и об увеличении объемов практических занятий в автошколах. Поможет улучшить подготовку внедрение дополнительных автодромов, изменение системы выдачи прав, а также использование принципов обучения частных автоинструкторов, заинтересованных в качестве, дисциплине и освоении контраварийных методов вождения.
Во-вторых, необходимо создать систему непрерывного обучения и постоянный контроль знаний ПДД водителями. Для работы такой системы необходимы условия, при которых каждый автовладелец был бы заинтересован в защите своих знаний и навыков вождения. А для этого необходимо понять, что наказания, которые неуклонно следуют за ДТП, нужно сопровождать «пряниками», которые позволят законопослушному гражданину чувствовать поддержку со стороны власти.
Идентификация Кода
Согласно федеральной программе по безопасности дорожного движения, было предложено создание универсальной информационной системы с базой данных о водителе и кандидате в водители.
При этом каждый, получая свои водительские права, будет иметь единый, индивидуальный, универсальный идентификатор собственных данных, так называемый, код водителя, присвоение которого станет подспорьем для создания системы непрерывного обучения. Введение кода позволит справедливо наказывать за каждое правонарушение и взглянуть на историю всех злодеяний автовладельца, а учитывая, что в прошлом году к административной ответственности было привлечено 50 миллионов человек, то его скорое внедрение — довольно актуальный вопрос.
Раздача пряников
«Пряниками» же в новой системе ПДД является обоснованное предложение введения балльной системы, которая будет стимулировать водителя, а также касаться его финансовых вопросов в таких вещах как страхование и уплата штрафов. Количество баллов как раз и будет фиксироваться с помощью кода водителя.
Смысл здесь такой: чем «чище» автовладелец, тем дешевле обойдется ему периодическая страховка, и снисходительнее будет штраф за какой-либо проступок в будущем.
Такими пряниками сыт не будешь. Хочется предложить несколько иной вариант: а что если эту бальную систему перевести на стоимость бензина. Таким образом, чем больше баллов, тем выше коэффициент на покупку топлива. Даже 1 копейка за один балл, выльется в дальнейшем у «плохого водителя» в проблему с дальними дистанциями и неэкономичной манерой езды. Так сказать будем бить рублем за проступки. А если он и дальше не отучится от безобразной манеры вождения, так в итоге, для него бензин будет стоить по «очень много» рублей за литр. И ездить ему придется уже на общественном транспорте. Вот и вся арифметика. Но это всего лишь мнение автора.
Перспектива развития системы подготовки водителей вполне обнадеживающая, отметил Борис Циклис. Партия «Единая Россия» выдвинула свою инициативу в создании специального проекта «Безопасные дороги». Кроме того, было принято решение о продлении федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения до 2020 года, в которой намечен план по отведению особого места подготовке водителей, а также внедряется комплекс мер постоянного совершенствования данной системы.
Что получится из этого, мы с вами увидим не скоро. Пока это всего лишь разговоры. Будьте аккуратны и удачи вам.
В статье использовано изображение с сайта http://www.newsland.ru