Что такое катализатор и как он работает
Катализатор (или каталитический нейтрализатор) – это элемент выхлопной системы, который снижает содержание вредных веществ в выхлопных газах, таких как CО (окись углерода), CH (углеводороды) и NO, NO2 (оксиды азота). Все эти газы ядовиты и являются компонентами смога. Так вот катализатор - это элемент, содержащий благородные металлы, которые вступая в реакцию с вредными веществами, «дожигают» их до экологически чистых норм, Что такое катализатор универсальный ?
Внутри корпуса катализатора расположена либо керамическая, либо металлическая сотовая конструкция, на которую нанесен тонкий слой платиноиридиевого сплава. Сотовая конструкция в катализаторе необходима, чтобы увеличить площадь контакта выхлопных газов с поверхностью, на которой нанесен каталитический слой. В результате происходит химическая реакция окисления CO и CH, и на выходе получаем вполне безобидные CO2 и N2.
Почему и как катализатор выходит из строя
Срок службы катализатора при правильной эксплуатации (использование качественных нефтепродуктов) составляет 60-150 тыс. км пробега автомобиля, после чего рекомендуется его замена, что вполне естественно: катализатор фильтрует выхлопные газы, а фильтры, как известно, надо менять.
Однако его работоспособность во многом зависит от исправной работы систем зажигания и питания, а также от качества бензина.В нормальных условиях катализатор выходит из строя после того, как сгорает каталитический слой. И то сказать, что он вышел из строя не совсем правильно. Правильнее – из-за уменьшения площади каталитического слоя, катализатор не может дожигать все выхлопные газы и поэтому постепенно уровень наличия вредных газов на выходе начинает увеличиваться. Информацию о состоянии выхлопной смеси до и после катализатора выдают датчики концентрации кислорода (лямбда-зонды). Когда значение перейдет пороговое значение, которое заложено в блоке управления автомобилем, на панели приборов загорится ошибка “CHECK ENGINE”. Блок управления двигателем при этом зарегистрирует ошибку «Неэффективная работа катализатора» и перейдет на аварийный алгоритм работы. Это означает, что неизбежно увеличится расход топлива и снизится динамика автомобиля.
Кроме того катализатор может выйти из строя гораздо раньше при неисправности системы зажигания или системы формирования смеси. Тогда соты просто забиваются, не позволяя катализатору окислять смесь. Также преждевременный выход катализатора из строя может произойти из-за низкого качества бензина, в котором много тетраэтилсвинца (для искусственного повышения октанового числа). В этом случае, часть каталитического слоя просто закрывается слоем тетраэтилсвинца, который не позволяет каталитическому слою правильно работать.
Что делать если катализатор вышел из строя
Чаще всего дилеры отказываются менять его по гарантии, мотивируя, что это произошло из-за плохого качества бензина, которым Вы заправились. И предлагают поменять эту деталь за Ваш счет. Вот тут и начинается самое интересное. Стоимость оригинального катализатора колеблется от 35 до 150 тысяч рублей. При этом полноценной гарантии на этот элемент нет. Почему же катализатор такой дорогой? Тут нужно понять, что на современных автомобилях катализатором называется вся приемная труба - достаточно сложная деталь, включающая в себя выпускной коллектор, фланцевые соединения, виброкомпенсатор, патрубки и собственно сам катализатор. Понятно, что этот узел является сложным и дорогим в изготовлении. Кроме того, в катализаторах содержатся драгоценные металлы дорогие сами по себе. Прибавьте еще специальные условия импорта деталей с драгоценными металлами, и выйдет такая «космическая» цена. И при этом дилеру не важно, что из всех этих элементов у Вас вышел из строя только катализатор.
Варианты решения (в порядке убывания стоимости):
Установка оригинального узла. Полностью восстанавливается работа системы снижения токсичности, наименее трудоемкое решение.
Установка универсального нейтрализатора - предложение от компании "Робола". Полностью восстанавливается работа системы снижения токсичности, менее затратное решение, не требуется вмешательство в электронный блок управления (ЭБУ) двигателем.
Удалить (выбить) катализатор. Увеличивается шум при работе двигателя (снижается при установке пламегасителя), требуется вмешательство в ЭБУ, либо установка устройства, моделирующего сигнал диагностического датчика кислорода (за нейтрализатором).
|