Еще один эффективный способ экстренного торможения, чтобы избежать аварии, является ритмичный занос. Использовать этот прием наиболее удачно при спуске, когда отказала тормозная система. Отказ тормозов — одна из самых опасных проблем, в результате которой чаще всего гибнут и водитель автомобиля и пассажиры в нем. Для того, чтобы выполнить маневр ритмичного заноса необходимо выполнить ряд действий. О них то мы и поговорим в продолжении серии «Маневрирование».
Осуществляем занос на прямой
Итак, что же необходимо предпринять методом сноса всех колес, дабы исключить возможность ДТП.
Во-первых, нужно двигаться по траектории в виде «змейки», сопровождая это действие дроссельной ездой (периодическое добавление газа). Такой маневр способствует возникновению и чередованию заносов автомобиля то влево, то вправо.
Во-вторых, при этом нужно регулировать угол заноса, конечно, соблюдая возможности дорожного просвета. Не каждому водителю под силу выполнить такой маневр, так как сопровождается он высокой скоростью руления.
Кстати, высокая скорость реагирования и умение быстрого выруливания способствует выживанию и обеспечению безопасности при возникновении экстремальных и аварийных ситуаций.
Соскальзывание колес
Бывают ситуации, когда поворот уже близко и тормозить слишком поздно, так как скорость выше критической — не стоит в этом случае давить по тормозам, одновременно поворачивая руль. Правильно будет загрузить передние колеса любым известным вам способом, например, тормозить короткими импульсами или тормозить двигателем — включить более низкую передачу. После чего круто въезжайте в дугу поворота, ориентируясь на внутреннюю обочину дороги. Этот прием вызовет боковое скольжение, которое поспособствует снижению скорости.
На скользкой дороге при достаточной мощности мотора, такой, которая вызовет пробуксовку колес, можно создать искусственный занос, что позволит водителю совершить торможение способом бокового соскальзывания колес задней оси, при этом преодолевается центробежная сила и сохраняется управление передними колесами. При достаточном коэффициенте сцепления шин с дорогой существует возможность снижения скорости автомобиля, используя боковое соскальзывание всех четырех колес.
Чтобы совершить этот маневр водитель кратковременными толчками тормоза загружает колеса передней оси, после чего круто и резко вводит машину в дугу поворота.
Взглянем со стороны, как выглядит занос всех колес:
Опасность маневра
Если же скорость транспортного средства небольшая, а у водителя мало опыта экстремального вождения, то высока вероятность заноса машины и ее вращения вокруг своей оси. Что ведет и к потере контроля и управляемости, и к 90%-ой аварии. А вот если крутизна поворота на дороге была неправильно рассчитана, то высок риск возникновения опасной ситуации при въезде в поворот, когда скорость автомобиля выше критической отметки — вас может просто вынести в кювет. Это грубая ошибка, погасить которую сложно иногда даже профессионалу скоростной езды.
Непредвиденные ситуации
Может возникнуть ситуация, когда интенсивно начнет скользить передняя ось колес. Остановить этот процесс поможет аккуратное подтормаживание и постепенная загрузка наружного колеса передней оси. При заносе или скольжении задней оси — выключите и тут же включите сцепление. Дроссель (педаль газа) при этом нужно держать в открытом (нажатом) положении.
Ситуация сложна тем, что возникает центробежная сила, которая выпускает автомобиль в боковое скольжение, но именно оно и позволит снизить скорость транспортного средства.
В этом случае могут быть два варианта развития событий.
Во-первых, может произойти интенсивный снос колес передней оси, потеря управляемости автомобилем, если загрузка колес была использована либо слишком рано, либо слишком поздно. Во-вторых, возможен переход скольжения во вращение автомобиля, так как произошло полное прекращение дросселирования.
В первом случае можно немного подтормаживать автомобиль левой ногой, чтобы увеличить нагрузку на переднее наружное колесо. Во втором случае поможет быстрое выключение и включение сцепления, которое сравняет скорость оборотов колес задней и передней оси. В любом случае, боковое скольжение — это всегда кратковременная потеря управляемости автомобилем. Такой способом можно назвать «балансированием на острие ножа», потому что крайне сложно упорядочить воздействующие на транспортное средство моменты и физические силы. Чтобы уметь их контролировать, необходим довольно широкий арсенал управляющих умений, тонкую мышечную чувствительность, а также навыки саморегулирования, отработанные до автоматизма.
В статье использовано изображение с сайта www.dozor.com.ua