Не каждый опытный водитель знает, что помимо классических методов торможения существуют нестандартные приемы, которые бывают крайне полезны и эффективны в критические моменты. Одним из таких моментов может быть отказ тормозной системы при разрыве тормозного шланга или других повреждениях, логично, что и механический тормоз (ручник) здесь бесполезен, так как при его использование на высокой скорости возникнет занос. Что же делать в такой ситуации?
Наш очередной выпуск серии экстренного маневрирования посвятим торможению заносом.
Традиционный способ торможения не вызовет должного эффекта, если на повороте автомобиль находится на критически высокой скорости. Здесь не помогут два стандартных вида торможения — прерывистый и ступенчатый, так как возможна блокировка колес. Получается замкнутый круг, с одной стороны любой традиционный вариант в проигрыше и авария неизбежна. В этот момент нужно искать выход в экстренных способах торможения. Например, избежать печальных последствий можно, используя глубокий ритмичный или критический занос, когда автомобиль начинает двигаться под некоторым углом и, боком скользя по дороге, что позволит ему очень быстро снижать скорость. А происходит это, потому как увеличивается площадь поперечного сцепления шины автомобиля с дорогой.
Торможение боковым соскальзыванием возможно, если автомобиль находится в управляемом заносе, удерживать его в этом состоянии нужно пока не будет достигнута необходимая низкая скорость для продолжения маневра.
Виды заносов
Существует несколько видов произвольного заноса.
Во-первых, можно провести резкое дросселирование (подгазовку) при низком коэффициенте сцепления с дорогой во время снегопада или на ледяной дороге, находясь в дуге поворота. Для этого необходимо резко дать газу, а после того, как произошел занос — отпустить педаль. Стабилизировать авто нужно, повернув руль в ту сторону, в которую идет занос.
Во-вторых, можно резко дросселировать или провести контрсмещение при входе в поворот. Перед первым поворотом в левую сторону переход в боковое скольжение будет достигнут, если сначала совершить маневр вправо, а уже после него влево, такой метод позволит увеличить мощность двигателя очень резко. При контрсмещении и повороте, которые выполняются последовательно, создается вращательный импульс, усиление которого происходит за счет пробуксовки колес.
Стабилизировать автомобиль после совершения маневра можно, повернув руль в сторону заноса и уменьшив частоту оборотов коленчатого вала мотора.
Стабилизация заноса
В стандартных ситуациях многие водитель, как правило, остерегаются такого маневра, как критический занос и в этом нет ничего предосудительного, однако для экстренного торможения на скользкой дороге при въезде в поворот, именно критический занос будет «спасательным кругом». При въезде в поворот нужно искусственным способом вызвать проскальзывание задних колес, это может быть резкое дросселирование, включение более низкой передачи, контрсмещение, а также включение, а затем выключение тормоза. Стабилизация автомобиля достигается скоростным выруливанием и удержанием авто в таком состоянии пока скорость не снизится до безопасной метки.
При критическом заносе нужно остерегаться боковой опоры на наружное колесо, так как это может привести к опрокидыванию автомобиля.
Метод бокового соскальзывания задних колес может быть также достигнут путем резкого включения более низкой передачи, дроссель при этом должен находиться в закрытом положении. Такой способ создает эффект кратковременного блокирования одного из колес, такой же эффект будет и при включении стояночного тормоза. Блокирование колес вызывает импульсное вращение авто, если при этом, он конечно, находится в дуге поворота. Угол заноса после совершения маневра регулируют дросселированием, а стабилизировать автомобиль нужно все тем же рулением.
Закончим нашу теорию просмотром видеоматериала:
В статье использовано изображение с сайта www.autoua.net