Автоинструктор

Инструктор
Интернет Решения
Заказ рекламы! На сайте сутки, неделя, месяц! Возможность заказов кликов от 150 так же вариант как показы от 5000 за более подробной информацией и размерами баннеров, текстовых ссылок обращайтесь через форму обратной связи!
  • инструктор акпп спб
  • Каталог статей
  • Каталог сайтов
  • Каталог файлов
  • Видео бесплатно онлайн
  • Обратные ссылки
  • Карта сайта
  • строительство домов
  • ЭКЗАМЕН ГИБДД

    Вариант или так же можно заманчиво но стоит ли

  • Категории раздела
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Терминология такелажных работ

    Такелажными называются все виды работ со стальными, растительными и синтетическими тросами в процессе изготовления нового такелажа, ремонта старого и ухода за ним. Без знания этих работ нельзя вооружать (оснастить) судно, поддерживать в порядке такелаж в течение навигации и правильно ремонтировать его в случае аварии. 

    В такелажном деле принята следующая терминология: 

    Трос — специальной выделки веревка. 

    Бухта — упаковка нового троса в форме полого цилиндра; трос или снасть, свернутая кругами, восьмеркой или свободными шлагами. 

    Вырубить — отрезать от бухты кусок троса. 

    Конец — кусок троса, вырубленный из бухты. 

    Штерт, кончик — короткий конец тонкого троса (линя). 

    Ходовой конец—конец троса, находящийся в руках. 

    Коренной конец — закрепленный конец троса. 

    Калышка — случайный, вредный завиток на тросе или снасти, возникающий от перекручивания. 

    Колышка—петля на тросе, являющаяся частью узла. 

    Стропка— петля, сделанная из тонкого троса, на блоке или ручке какого-либо инструмента. 

    Шлаг — оборот троса или снасти вокруг чего-либо; свободная петля троса. 

    Ворса — кусок каболки старого пенькового или любого другого растительного троса. 

    Схватка—временное крепление ворсой или штертом двух параллельно идущих тросов или троса к какому-либо предмету (стойке, релингу и т. п.). 


    Общие сведения о тросах

    Тросы, служащие материалом для стоячего и бегучего такелажа, буксиров, швартовов и т. п., могут быть растительными, синтетическими и стальными.

    На яхтах используют следующие растительные тросы: 

    — пеньковые — изготовленные из волокон пеньки, получаемой при обработке стеблей конопли. Трос, свитый из чистой пеньки, называется белым (бельным). Если каболки пенькового троса пропускают через горячую древесную смолу (для предохранения от гниения), то трос, свитый из них, называют смоленым (смольным). Смольные тросы на яхтах почти не применяются, так как они менее крепки (на 10—20%) и, выделяя смолу, могут пачкать паруса и окрашенные поверхности. Все новые бельные пеньковые тросы вытягиваются при нагрузке в среднем на 8—9%; 

    — сизальские — выделывают их из волокон растения агава, растущего в Мексике, а также на юге Крыма и Кавказа. По крепости эти тросы подобны пеньковым, отличаются желтым цветом и множеством торчащих волокон (мохнатые). Как и пеньковые, употребляются для снастей бегучего такелажа и швартовов; 

    — маннльскве—их делают из волокон стеблей диких бананов. Новый манильский трос серебристо-белого цвета. Он несколько прочнее пенькового и сивальского тросов. Манильский трос отлиачется от остальных растительных тросов эластичностью, мягкостью, легкостью и способностью плавать. Все эти качества позволяют достаточно широко применять его для бегучего такелажа, швартовов, буксиров, завозных концов. Однако манильский трос быстрее изнашивается, чем пеньковый; 

    — хлопчатобумажные — делают их из хлопчатобумажных нитей. Эти тросы по крепости значительно уступают пеньковым, сильно тянутся (особенно при намокании), уменьшаясь в толщине, и довольно быстро изнашиваются и гниют. Тем не менее легкость, мягкость и эластичность хлопчатобумажного троса делают его очень удобным для работы на шкотах. Новый трос благодаря совершенно белому цвету, имеет очень нарядный вид. 

    В последние годы широкое распространение получили тросы, изготовленные из синтетических волокон. Благодаря превосходным качествам они постепенно вытесняют в морском деле растительные тросы. 

    Главное достоинство синтетических тросов — полная неподверженность гниению. Они более прочны, упруги и легки, чем растительные. Так, по некоторым данным, при одинаковой толщине капроновый трос на 12% легче, в два раза эластичнее, в три с лишним раза крепче пенькового троса и в два с половиной раза эластичнее манильского. 

    Используются синтетические тросы (капроновые, лавсановые, перлоновые и др.) для бегучего такелажа (шкоты и фалы), в качестве ликтроса для ликовки парусов из синтетической ткани, а также швартовов и якорных канатов. Несмотря на относительно высокую стоимость, синтетические тросы с лихвой окупают себя благодаря долговечности и другим достоинствам. 

    Недостатком синтетических тросов является их повышенная жесткость: при высучивании через руку о них можно легко содрать кожу. Кроме того, они очень тянутся: капроновый трос без ущерба для прочности может удлиняться до 40% первоначальной длины. Обладая малым коэффициентом трения, синтетические тросы, если их плохо закрепить, могут потравиться. Поэтому при вязании узлов ходовой конец снасти из такого троса следует прихватывать к коренному. Синтетические тросы шелковисто-белого цвета. 

    Стальные тросы имеют ряд преимуществ: при одинаковом весе с растительными они значительно крепче и надежнее в работе, меньше изнашиваются и меньше подвержены влиянию сырости. Вместе с тем они значительно более жестки, боятся изломов, и только особо гибкие стальные тросы выдерживают некоторые узлы. Стальные тросы неэластичны и при резких натяжениях лопаются. 

    Делают стальной трос из отдельных проволок, покрытых цинком (или из нержавеющей стали). По роду выделки стальные тросы бывают жесткие, гибкие и особо гибкие. Жесткие тросы свивают из толстой проволоки и употребляют для стоячего такелажа, где они не подвергаются сильным изгибам, но испытывают значительные нагрузки. Пропускать такие тросы в блоки нельзя. 

    Гибкие и особо гибкие тросы делают из тонких проволок, с пеньковыми сердечниками в каждой пряди. Поэтому они обладают хорошей гибкостью и используются для бегучего такелажа. При той же толщине жесткие тросы в восемь раз крепче пеньковых, а гибкие — в шесть. 


    Выделка тросов 

    Растительные тросы выделывают следующим образом. Из волокон, если представить их подвешенными отвесно, вращением по часовой стрелке, «по солнцу», свиваются каболки. Из некоторого числа каболок, но уже против часовой стрелки, «против солнца», свивают пряди. Из трех или четырех прядей, снова «по солнцу», свивают трех- или четырех" прядный трос тросовой работы прямого спуска. 

    Если каболки свивать «против солнца», пряди — «по солнцу», а трос — «против солнца», получится трос тросовой работы, но обратного спуска. 

    Четырехпрядный трос внутри между прядями имеет еще пятую, слабо свитую и вытянутую прямо прядь, которая называется сердечником. Четырехпрядный трос эластичнее, но слабее трехпрядного на 10—20%.


    Рис. 55. Растительные тросы:
    А—трехпрядяый тросовой работы; Б—четы рехпрядный тросовой работы с сердечником; В — кабельной работы; 1 — каболки; 2 — пряди; 3 — стренди; 4 — сердечник.

    Если прядями для троса служат трехпрядные тросы тросовой работы, то каждый из них называется стрендью, а свитый из них трос — тросом кабельной работы. Обычно тросы тросовой работы прямого спуска, а кабельной работы — обратного. Структура этих тросов показана на рис. 55.  Заходите на  http://onlydom.ru/

    Чтобы узнать, какого спуска данный трос, можно воспользоваться следующим правилом: если на направление прядей можно наложить русскую букву «И», это трос прямого спуска, витки пряди идут как витки винта правого шага; если же на направление прядей можно наложить латинскую букву «N», то это трос обратного спуска (как винт левого шага). 

    Тросы кабельной работы на 15—20% слабее, чем тросовой работы. 

    На яхтах широко применяются также плетеные (фаловые) тросы. Они изготовляются в виде плетеной трубки с сердечником или без него. Это лучшие тросы для снастей бегучего такелажа, не испытывающего очень больших напряжений: шкотов, такелажа спинакера и т. п. Плетеные тросы делаются из льняных, хлопчатобумажных или синтетических нитей. 

    По техническим показателям растительные тросы делятся на специальные, повышенные и нормальные; по степени скрутки — на туго и слабо свитые. 

    Выделка синтетических тросов не отличается от выделки растительных. Так, капроновый трос, изготовляемый из капронового волокна, делается следующим образом. Нити из капронового волокна скручиваются «против солнца» в так называемую филаментарную нитку; несколько таких ниток скручивают «по солнцу» в каболки; каболки скручивают «против солнца» в пряди, а из трех прядей «по солнцу» свивают уже трос тросовой работы. Далее капроновый трос можно подвергнуть термостабилизации для фиксации его свитой структуры и пропитать особым составом, чтобы предохранить от загорания. 

    В отличие от растительных и синтетических стальные тросы свивают из шести, семи и более прядей. Вокруг пенькового сердечника свивают пряди из оцинкованной или нержавеющей проволоки, а из прядей вокруг пенькового же или проволочного сердечника свивают трос. Пеньковые сердечники придают тросам гибкость и сохраняют смазку, предохраняющую сердечник от гниения, а внутренние проволоки от ржавления. Жесткие тросы делают только с центральным проволочным или пеньковым сердечником. 

    По способу изготовления стальные тросы могут быть: 

    — спиральной свивки или однопрядные, когда трос представляет собой одн\ прядь, так называемые бензельные тросы; 

    — крестовой свивки или двойной крестовой свивки; этот спуск подобен спуску обычного пенькового троса тросовой работы; проволоки в этих тросах, по рисунку поверхности троса, расположены параллельно его оси; 

    — кабельной работы, как такие же пеньковые; делаются из трех, четырех или шести тросов крестовой свивки (стрендей). 

    Кроме того, стальные тросы различают по направлению свивки: она может быть прямой —«по солнцу», обратной— «против солнца» и комбинированной, когда трос изготовляется из чередующихся прядей прямой и обратной свивки. 

    Для стоячего и бегучего такелажа яхт применяют шести- или семипрядный стальной трос крестовой свивки. На гоночных яхтах для стоячего такелажа стараются использовать тросы спиральной свивки или заменять их струнами — катаной проволокой из высококачественной стали, так как они создают меньшее воздушное сопротивление благодаря гладкой поверхности. 


    Прочность троса 

    Прочность троса определяют, чтобы узнать, какую нагрузку он может выдержать. Зависит она от его толщины. Чтобы не ошибиться и не взять трос тоньше или толще, чем это нужно, пользуются расчетами по приближенным формулам. 

    Различают разрывную прочность троса—нагрузку, при которой он рвется, и рабочую прочность—нагрузку, которую можно прилагать длительное время, не рискуя повредить или порвать трос. Рабочая прочность берется примерно в шесть раз меньше разрывной. Измерив толщину троса, можно рассчитать его рабочую и разрывную прочность (табл. 1). Толщина растительных тросов определяется длиной их окружности в миллиметрах, а толщина стальных тросов — по диаметру, причем при измерении нужно брать наибольший диаметр по выступающим противолежащим прядям. 

    Таблица 1
    Приближенные формулы расчета прочности тросов

     Вид троса 

    Прочность (КР)

    разрывная

    рабочая

    Стальной жесткий

    66d2

    10d2

    Стальной гибкий

    50d2

    8d2

    Капроновый

    1,4—1,7С2

    0,2С2

    Манильский бельный трехпрядный 

    0.64С2

    Q.1C2

    Пеньковый бельный трехпрядный 

    0.48С2

    0.08С2

    Сизальский бельный трехпрядный

    0.45С2

    0.08С2

    Примечание. В этих формулах С — окружность троса в мм, d — диаметр троса в мм


    Точные значения разрывных прочностей тросов по ГОСТам, а также другие сведения можно найти в атласе «Судовые такелажные работы» *. 

    Важно иметь в виду, что мокрый растительный трос слабее сухого, а наличие сплесня (см. дальше) уменьшает крепость любого троса примерно на 10— 15%. 

    В зависимости от толщины растительные тросы имеют определенные названия. Трос окружностью до 25 мм называется линь, тросы от 25 до 100 мм специальных названий не имеют и называются просто тросами тросовой или кабельной работы во столько-то миллиметров. Тросы от 100 до 150 мм называют перлинями, от 150 до 350 мм—кабельтовами, свыше 350 мм — канатами. 

    Полезно запомнить, что 25 мм — это окружность толстого карандаша, 100 мм—юбилейного рубля, а 200мм— граненого стакана. 

    Для временных схваток или других работ, не требующих особой чистоты отделки, кроме ворсы употребляют шкимушку — шнур, свитый вручную из двух нитей, или специальный льняной шнурок; для клетневания, бензелей и изготовления матов используют шкимушгар — шнурок из низкосортной пеньки, свитый фабричным способом из двух, трех или шести прядей. 


    Марки 
     

     
    Рис. 56. Марки:
    А — простая, Б — прошивная



    Прежде чем начать работать с тросом — распускать бухту или вязать узлы, надо научиться делать марки, которые служат для предохранения концов троса или снастей от распускания. В зависимости от толщины троса марку накладывают парусной ниткой, каболкой, шкимушгаром или даже линем. 

    Простая марка (рис. 56,а) накладывается таким образом: парусную нитку кладут петлей на конец троса и более длинным, свободным концом делают 10—20 шлагов в сторону петли; пропустив ходовой конец нитки в петлю, протаскивают его под шлаги до середины марки, а концы обрезают. 

    Прошивная марка (рис. 56,б) делается точно так же, но более длинный из оставшихся после протаскивания конец нитки не обрезают, а, вдев его в иголку, прошивают марку, стягивая ее с двух сторон. Иголку при этом пропускают последовательно под каждую прядь. Прошивная марка не распускается и служит дольше, чем простая. 


    Роспуск бухт и хранение тросов 

    Чтобы распустить заводскую бухту растительного или синтетического троса, ее кладут плашмя или на ребро на палубу, освобождают от упаковки и пропускают внутренний конец сквозь бухту. Трос вытягивают из бухты, укладывают на палубе и попутно, если нужно, измеряют. Укладывать трос в свободную бухту на палубе нужно в соответствии с его выделкой: трос прямого спуска укладывают «по солнцу», обратного спуска—«против солнца». Если при роспуске бухты трос уложить неправильно, на нем образуются калышки, устранить которые можно только раскатывая концы троса в разные стороны. 

    Чтобы установить качество растительного троса, надо развернуть его пряди. Если между ними трос имеет светлый цвет, значит, он хороший; если же в середине коричневый оттенок, значит, трос прелый и к употреблению не годен. У лежалого троса при распускании бухты витки плохо распрямляются, сохраняя принятую в бухте форму. Старый лежалый смоленый трос при натяжении потрескивает (смола засохла и ломается) и издает неприятный запах. 

    Если из новой бухты необходимо вырубить конец троса, то в месте, где будет сделан надрез, нужно наложить две марки на расстоянии 1,5—2 см Друг от друга и резать трос между ними. 

    Хранить новые тросы и на берегу и на судне следует так, чтобы на них не попадала ни дождевая, ни забортная вода, особенно морская: влага, попадающая в сердцевину троса, почти не удаляется оттуда и вызывает загнивание. Поэтому намокшие бухты троса всегда нужно тщательно просушивать, подвешивая или укладывая так, чтобы воздух свободно их вентилировал. Трос, смоченный морской водой, перед просушкой следует скатить пресной водой, чтобы смыть соль, 

    Прежде чем пускать в работу новый растительный трос, следует его вытянуть. Для этого его натягивают между отдаленными друг от друга на 3—5 м стойками, подвешивают к нему тяжести и оставляют в таком положении на 10— 12 часов. 

    Намокая, растительные тросы значительно сокращаются. Во избежание разрыва намоченных дождем снастей, следует их потравливать; это относится и к фалам парусов, передняя шкаторина которых обликована пеньковым тросом. 

    Боятся растительные тросы также кислот, соды, олифы, масляных красок, копоти и высоких температур. Все это надо учитывать при их хранении. 

    Стальные тросы выпускают либо намотанными на вьюшки (большие катушки), либо в бухтах. Распустить трос с вьюшки несложно: ее надевают на ось и сматывают трос, оттаскивая его в сторону.


    Рис. 57. Роспуск бухт растительного и стального троса

    Чтобы распустить стальной трос из бухты, сначала освобождают ее от упаковки. Затем ставят на ребро, наружным концом вниз, и раскатывают по палубе, наступая на освобождающийся конец ногой и следя за тем, чтобы на тросе не образовывались калышки (их нужно аккуратно расправлять, а не растягивать). 

    Марки на концы стального троса накладывать лучше всего из мягкой отожженной железной или латунной контровой проволоки. 

    Стальные тросы можно разрубать зубилом или резать ножовкой. В любом случае на трос предварительно накладывают две марки из прочной нитки (на тонком тросе) или мягкой проволоки на расстоянии двух-трех диаметров троса друг от друга, как это делается на растительном тросе. 

    Существует и другой способ—он мало известен: на месте резки сантиметров на пять в обе стороны трос прокаливают (отжигают) до красного каления; как только он остынет, его можно резать или рубить, не боясь, что пряди разойдутся. 

    Стальной трос, на котором обнаружен разрыв пряди или более 10% проволок от общего их числа на протяжении погонного метра, не годен. Если в тросе лопнули 2—3 проволоки, их концы надо заправить в середину. 

    Если при работе стальной трос в каком-либо месте трется, его следует оклетневать, чтобы не стерлась оцинковка; иначе он заржавеет и придет в негодность. 

    Хранят стальные тросы в сухом помещении, предварительно смазав их специальной смазкой, составленной из солидола, нигрола и канифоли. 


    Инструмент для такелажных работ

     
    Рис. 58. Инструмент для такелажных работ

    При такелажных работах пользуются следующим специальным инструментом (рис. 58). 

    Свайка — основной такелажный инструмент; с помощью свайки раздвигают пряди троса, а также развязывают затянувшиеся узлы. Свайки бывают деревянные и стальные. Деревянную свайку употребляют для работы с растительными тросами. Делается она из ясеня или дуба И представляет собой конусообразный заостренный стержень. У стальной свайки заостренный конец имеет овальное сечение, что облегчает работу со стальным тросом. Вставленная между прядями и повернутая на ребро, она позволяет легче пробивать ходовые пряди. В своем толстом конце свайки имеют отверстие. Сквозь него продевается стропка, которая при работах на мачте или с толстым тросом, когда приходится с усилием вытаскивать свайку из-под пряди, надевается на руку. 

    В зависимости от толщины троса меняется и размер свайки: чем толще трос, тем она больше. Некоторые свайки для стального троса имеют на конце канавку для прохода пряди троса при изготовлении сплесней и огонов. Для работы с тонкими стальными тросами удобны свайки, сделанные из срезанной под острым углом стальной трубки, вмонтированной в деревянную ручку. 

    Зубило и молоток — употребляются для рубки стального троса или его прядей. 

    Драек — веретенообразный стержень из дуба или ясеня с кипом для стропки. Применяется при обтягивании (надраивании) бензелей, клетневки и т. д. 

    Мушкель — деревянный молоток цилиндрической формы с длинной ручкой. Служит для сколачивания троса после изготовления сплесней и огонов. 

    Полумушкель — отличается от мушкеля короткой ручкой и кипом на рабочей части. Употребляется при клетневании. 

    Нож употребляется в основном для обрезания растительного троса и сердечников стального. Он должен быть только складным. Это незаменимый инструмент для яхтсмена, особенно в аварийных случаях. 

    Гардаман или платан—парусный наперсток, имеющий свинцовую пластинку для проталкивания иглы при шитье или ремонте парусов. Надевают его на ладонь правой руки. 

    Парусные иглы в отличие от обычных, швейных, имеют заострение трехгранной формы. 

    Плоскогубцы, пассатижи прямого отношения к такелажному инструменту не имеют, но бывают полезны при работах со стальным тросом. 

    * Григорьев В. В., Грязное В. М. Судовые такелажные работы. 3 изд. М., "Тран спорт", 1967, стр. 172—195, 

    Категория: Мои статьи | Добавил: www.instructorakpp.ru (18.08.2014)
    Просмотров: 742 | Теги: такелажных, работ, терминология | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]