В далеком теперь уже 1936 году компанией BOSCH был оформлен патент на «устройство, способное не допускать блокировку колес транспортных средств, снабженных моторами». Но те механизмы были очень ненадежны и медлительны, и только разработка электронных контролирующих и управляющих систем позволила применять на автомобилях достаточно быструю и функционально комфортную систему антиблокирования тормозов. Самыми первыми автомобилями, в которых была встроена ABS стали Mercedes Benz S класса и BMW 7-ой серии, выпущенные в 1978 году.
Как же устроена ABS?
Заумными словами
Основными элементами системы являются датчики скорости вращения колес, блок управления и гидроагрегат (исполнительный механизм). Колеса автомобиля обеспечиваются индуктивным датчиком со встроенным магнитом постоянного действия и катушки, а также зубчатым ротором. Ротор, производя вращательные движения, приводит к возникновению напряжения переменного действия в катушке датчика. Датчик в свою очередь имеет частоту пропорциональную сумме зубцов ротора и угловой скорости его вращения.
Слегка попроще
В исполнительном механизме ABS имеется 3 компонента — электрогидронасос, гидроаккумулятор и несколько электрогидравлических клапанов. Последний из компонентов в свою очередь имеет два подвида в зависимости от своих функций, так на каждое из колес автомобиля рассчитано по 2 клапана — нормально открытый впускной и закрытый выпускной клапаны.
Так с помощью этих клапанов блок управления способен повышать или понижать, а также поддерживать на постоянном уровне давление в камере тормозной системы.
Полная конфигурация антиблокировочной системы включает в состав 4 датчика и 4 пары клапанов, что обеспечивает возможность воздействия на каждое колесо отдельно, что приводит к максимально возможной эффективности торможения.
Как работает ABS?
При стандартном торможении, когда блокировки колес не происходит, давление тормозной жидкости в главном цилиндре и тормозной камере одинаковы, что приводит к поступлению жидкости без каких-либо ограничений, а значит планомерному и пропорциональному нажатию на педаль тормоза и само торможение.
Если же возникает экстренное торможение, когда возможна блокировка колес, то по средствам электромагнитных сигналов впускной клапан отключает камеру тормозной системы от ее цилиндра, а в это же время выпускной производит ее соединение с гидроаккумулятором. Такое последовательное действие приводит к некоторому сбросу давления. Блок управления, кроме того, в этот же промежуток времени должен включить мотор гидронасоса, чтобы произошел возврат тормозной жидкости из гидроаккумулятора в главный цилиндр. После того, как опасности блокирования колес автомобиля нет, блок управления понижает напряжение с выпускного клапана ABS, а это в свою очередь приводить к его закрытию. После того как колесо наберет обороты, а напряжение снизится, открывается впускной клапан, который приводит к новому соединению тормозной камеры и главного тормозного цилиндра.
Частота работы всей системы ABS составляет 5-10 герц.
Недостатки ABS
Конечно, и у такой, безусловно, удобной и безопасной системы есть свои недостатки. К примеру, элементарная антиблокировочная системы в ряде случаев будет проигрывать стандартным тормозам на ледяной поверхности, песке или снегу, на этих же поверхностях такой «антиблок» сведет на нет все удобства и плюсы шипованной резины колес. Вся загвоздка в том, что у шипов основная функция, конечно, как можно больше сократить тормозной путь, поэтому, например, на льду они будут как когти впиваться в лед и бороздить его.
ABS же в точно такой же ситуации, стараясь растормозить колеса, не даст шипам резины работать в полную силу, что приведет к обратному действию — увеличению тормозного пути.
Достоинства ABS
Такой же эффект можно наблюдать на грунте, щебне, глине и песке. Однако не стоит спешить с выводами и отказываться от шипованной резины в пользу ABS, ведь если даже антиблок и будет препятствовать шипам работать в полную силу, сцепление с дорогой все же будет намного лучше, нежели у нешипованной резины. И какая не была бы поверхность дороги, в любом случае автомобили с ABS всегда остануться управляемы при экстренном виде торможения.
Неровная дорога тоже может стать причиной некорректной работы антиблокировочной системы, когда одно колесо словно зависает в воздухе на считанные секунды и блокируется. Но именно в эти моменты электроника, не зная, что это «обман» и как таковой блокировки нет, снижает давление в прочих магистралях, пытаясь спасать вас от возможного заноса. При повороте в такой ситуации автомобиль начнет вилять «хвостом», что также увеличит тормозной путь. Понятно, что от подобной ситуации нет стопроцентной защиты, поэтому единственным аргументом в пользу адекватности работы ABS служить исправность подвески автомобиля.
Давайте посмотрим на видео, как же работает ABS:
Конечно, прогресс не стоит на месте, и сегодня создаются все более совершенные системы, которые умеют адаптироваться к любому типу дорожного покрытия, производя торможение по запрограммированному алгоритму. Электроника — не стопроцентная панацея от всех дорожных бед, но согласитесь, экономия тормозного пути до 20% может спасти здоровье и чью-то жизнь.
Удачи вам и будьте аккуратнее.
В статье использовано изображение с сайта www.drive2.ru