Категории и подкатегории прав
Как уже было сказано выше, появятся новые подкатегории, для каждой страны свои. Например, в Великобритании есть даже категория G, разрешающая управлять асфальтоукладчиком.
Правительством России рассматривается законопроект, который вносит следующие нововведения:
Категория А — выдается на управление мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами лицам, достигшим возраста 16 лет.
Подкатегория А1 — «легкие мотоциклы».
Категория В — дает право управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Получить права может лицо, достигшее 18-ти лет.
Подкатегория В1 — квадроциклы и трициклы.
Категория С — выдается на вождение автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов. Получают ее лица, которым исполнилось 18 лет.
Подкатегория С1 — легкие грузовики до 7,5 тонн.
Категория D — выдается на вождение автомобилями, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя. Получают ее лица, которым исполнилось 18 лет.
Подкатегория D1 — микроавтобусы с числом мест для пассажиров, не превышающих 16.
Категория ВЕ, категория СЕ, категория DE — дает право управлять транспортными средствами с прицепом.
Предполагается, что такое новшество намного облегчит жизнь водителям.
Обращаем ваше внимание! Пока в нашей стране имеются только категории А, В, С, D, ВЕ, СЕ и DE.
Тем, кто уже является обладателем водительских прав, беспокоиться не стоит. Их ВУ будут в силе до истечения, так скажем, прописанного «срока годности».
Вождение за границей
А вот чтобы ездить на авто за границей придется получить новые МВУ, в противном случае придется заплатить немалый денежный штраф. Сегодня ГИБДД настоятельно рекомендует все-таки оформить МВУ перед выездом за границу. Но следует помнить, что это практически заверенный перевод российских прав, и без последних, МВУ считается недействительным (хотя и споров насчет этого немало).
О том можно ли ездить за границей по национальным «правам нового образца» без получения МВУ, читайте здесь.
Водительские права в других странах
Стоит заметить, что не во всех странах действуют правила Венской конвенции. Например, в Австралии, США и других государствах, которые не присоединились к ней, есть свои законы и нормы. А вот лишиться прав за нарушения ПДД можно в любой стране без исключения.
Если у вас изъяли ВУ на территории, например стран бывшего СНГ, то срок действия лишения будет охватывать и территорию России.
В других государствах права (МВУ) возвращаются при выезде, и в них ставится соответствующая отметка о правонарушении.
Отправляясь за рубеж надолго, следует помнить, что там срок действия российского МВУ ограничен, и каждая страна устанавливает его самостоятельно. Обычно это несколько месяцев. Далее придется получить местные права, причем в некоторых случаях нужно будет сдать теорию или даже практику.
У нас в стране для иностранцев этот срок 60 дней с даты получения в органах внутренних дел РФ разрешения на постоянное проживание.
Историческая справка
Самое первое в мире ВУ было выдано в 1888 году, если быть точнее 1 августа, изобретателю автомобиля Карлу Бенцу. Этот документ помогал ученому защищаться от горожан, которые возмущались шумом и дымом, производимым его трехколесным Motorwagen.
В нашей стране, как это зафиксировано историей, права начали выдаваться в Санкт-Петербурге в 1900 году, далее в Москве и других городах, причем форма документа везде была разная:
Дореволюционный бланк ВУ 1921 года, который выдавался специальной комиссией:
В СССР с 30-х по 70-е г.г. существовали три типа удостоверения: для вождения автомобиля, мотоцикла и права шофера-любителя, которые не давали право работать по найму:
С 2000 года все водительские права старше 10 лет признаются вне закона. Так что все дореволюционные и советские документы сейчас недействительны
В 1936 года выдача ВУ была поручена Госавтоинспекции, и образец прав стал единым для всей страны. ПДД, кстати, появились намного позже, лишь в 1961 году после ратификации документа Женевской конвенции о дорожном движении. После этого в СССР начали выдаваться МВУ, где перечислялись пять всем известных категорий.
Национальные права были приведены в соответствие с международными нормами лишь в 70-е, после того как СССР присоединился к Венской конвенции (1968 год).
Современные российские права практически не отличаются от советского образца 70-х годов. Фамилия и имя повторяются латиницей, появилось обозначение RUS.
Национальные водительские удостоверения и сегодня выдаются на 10 лет.
В СССР водителям, которые никогда не нарушали ПДД, выдавали такие талоны чести.
Ну и наконец, совсем недавно, появились «права нового образца» (самая первая картинка статьи).
Удачного вам получения прав и будьте аккуратны на дороге!