Оптимальным способом аварийного снижения максимальной скорости автомобиля можно назвать ступенчатое комбинированное торможение. Такой способ состоит из нескольких этапов — торможение импульсно рабочим тормозом, переменное переключение с высоких на низкие передачи. При торможении таким способом происходит загрузка передних колес и разгрузка задних, что гораздо эффективнее по отношению к другим способам экстренногоманеврирования.
Чем хорош комби-способ?
Логично, что при комбинированном торможении задние колеса блокируются первыми, что вызывает занос, иными словами работа тормозов лимитируется колесами задней оси, на сегодняшний момент многие автомобили оснащены специальными устройствами, которые способны снизить их воздействие. На автомобилях с классической компоновкой (задний привод) есть возможность предотвратить блокирование колес подачей в момент торможения крутящего момента от двигателя колесам задней оси. Благодаря этому, комби-прием можно назвать антиблокировочным, так как, используя его, есть шанс стабилизировать транспортное средство в процессе интенсивного торможения.
Поэтому важно во время торможения переключаться в нижние передачи, потому что это ослабляет торможение ведущих колес.
Если автомобиль переднеприводный, то комбинированное торможение не менее эффективно, потому как существует возможность сохранения управляемости колес передней оси, что приведет к устойчивости автомобиля на дороге.
Как выполнить маневр?
Для выполнения комбинированного торможения необходимо выполнить последовательные действия.
- Принять необходимую позу готовности, руки на руле должны лежать в положение 9-3 часа или 10-2 часа.
- Стопа правой ноги переносится с газа на педаль тормоза, после чего выбирается свободный ее ход.
Для управления автомобилем необходимо задействовать обе ноги и обе руки, и каждая из частей тела при этом совершает последовательные действия высокой координации.
- Нажимая импульсно по педали тормоза, постепенно увеличиваем силу и продолжительное усилие, которые вызовут блокировку колес. Любой из циклов растормаживания необходим для выравнивания автомобиля и коррекции его устойчивости при резких коротких действиях с рулевым колесом.
- Носком стопы продолжайте торможение, при этом разворачивайте ногу пяткой к наружной части и ей же или боковой частью стопы нажимайте на педаль газа, доводя частоту вращения коленчатого вала мотора до максимальных показателей, используя перегазовку.
- Левой ногой в этом время необходимо выключить сцепление, а правой рукой резким движением включить более низкую передачу, при этом сделав короткую паузу в фазе нейтральной передачи.
- Далее включается сцепление с небольшой задержкой.
После необходимо выполнять действия, описанные во 2, 3 и 4 пунктах, последовательно переключая понижающие передачи.
Кстати, такая последовательность в переключении передач с высоких на более низкие повышает эффективность конечного результата импульсного торможения, так как в процессе такого торможения создается антиблокировочный эффект ведущих колес.
Давайте посмотрим, как же все эти манипуляции выглядят со стороны:
Дополнительно
Корректное использование дополнительных действий при экстренном торможении повышает эффективность используемого приема, что в свою очередь способствует управляемости и устойчивости автомобиля. Дополнительные действия при торможении включают следующие моменты:
- прекратить блокировку колес и по максимуму использовать возможность тормозов — помогает многоимпульсное торможение;
- выравниванию частоты вращения коленчатого вала мотора и коробки передач способствует «перегазовка», конечной целью которой является создание антиблокировочного эффекта на ведущих колесах;
- снижению частоты вращения до необходимого уровня способствует непродолжительная пауза во время перехода на более низкую передачу;
- при включении сцепления необходима задержка, которая поможет предотвратить ударные нагрузки, опасные возникновением заноса транспортного средства.
Удачи вам и будьте аккуратнее.
В статье использовано изображение с сайта www.new.autodela.ru