Срок службы автомобиля зависит от того, каким образом ведется ухода за всеми ее агрегатами, механизмами и деталями. Но как ни крути — машина начинает стареть уже с момента ее выхода с конвейера автозавода. Главным врагом кузова при этом является коррозия или говоря простым языком — ржавчина. О борьбе с ней мы сегодня и расскажем в очередном выпуске статей об обслуживании автомобиля.
Что такое коррозия?
По сути, коррозия — это процесс воздействия химического и физико-химического факторов на металл, в процессе его взаимодействия с окружающей средой, при котором возникает его разрушение. Чаще всего в автомобиле возникает электрохимический вид коррозии, так как условия для ее образования возникают постоянно:
- при снегопаде или дожде;
- при изменении температуры на внутренней и наружной поверхности кузова авто, где образуется водяная пленка или конденсат;
- при загрязнении автомобиля щелочами, кислотами и солями во время обработки дорожного полотна растворами и солью в зимний период года.
В результате всего этого образуется электролит, который приводит к разъеданию поверхности металла и его разложению. А каждодневное влияние неблагоприятных факторов сильно усугубляет этот процесс. Наружный лакокрасочный слой покрытия кузова страдает при воздействии солей, кислотных осадков, пыли, грязи, УФ-излучения и при перепадах температур. От такого воздействия краска окисляется, выцветает, покрывается трещинами и царапинами. При этом автомобиль ржавеет не только в скрытых частях, но и снаружи.
Металл после сварки и штамповки имеет участки с неоднородной структурой и микроскопическими включениям шлаков и микродефектами, которые способствуют возникновению коррозии в стальных элементах кузова.
Негативная характеристика коррозии
Электрохимическая коррозия особенно сильно проявляется при влажности воздуха в районе 60%, что круглогодично характерно для всей средней полосы России, а особенно в мегаполисах, где слишком высок уровень загрязнения атмосферы. Характер распространения коррозии может сплошным или местным.
Сплошная возникает на всей поверхности кузова от нижней поверхности днища, проходя через внутреннюю поверхность крыльев и до внутренних полостей дверей, а также внутри силовых элементов (поперечины, усилители, пороги). В салоне, как правило, коррозия начинается под ковриками на полу, так как именно там скапливается влага и грязь от нашей обуви.
Местная коррозия в первую очередь возникает в местах соединения сваркой металлических листов, в области завальцовки (на кромке капота и крыше багажника, по периметру дверей). Этот вид коррозии намного опаснее, так как он быстротечен и ведет к сквозному проеданию деталей, что в итоге снижает прочность и общую жесткость кузова.
Как бороться с коррозией?
Борьбу с коррозией начинают еще на автозаводе при сборке автомобиля. Кузов подвергают грунтовке и покраске. Днище обрабатывают мастикой (пластизольным покрытием), а в скрытые полости заливают защитные составы. Некоторые из кузовных деталей можно оцинковать.
Изготовители, как правило, оставляют автомобили на гарантии до времени предполагаемого образования коррозии, которое рано или поздно неизбежно наступит.
Гарантийный срок зависит от объема выполненных при производстве работ, от технологий и использованных материалов. Для того чтобы сохранить механическую прочность кузова и первозданный внешний вид автомобиля, его нужно подвергать дополнительной антикоррозийной обработке с регулярной периодичностью.
Полный комплекс обработки автомобиля от коррозии включает в себя:
- защиту сварочных швов, скрытых полостей и «загибочных» соединений, днища и арок колес, а так же обеспечивает стойкость лакокрасочного покрытия;
- наружные части автомобиля нужно предохранить от негативного воздействия воды, гравия и песка с помощью установки подкрылков и брызговиков (фартуков). Изготавливаются они из морозоустойчивых эластичных материалов, такие как резина или полиэтилен, которые могут хорошо сохранять свою форму. Форма и конструкция этих элементов не должны мешать вентиляции закрытых арок и свободному перемещению колес.
Когда нужно делать антикоррозийную обработку?
При покупке новой, и особенно дорогой, иномарки дополнительная антикоррозийная обработка не нужна. Целесообразность антикор-обработки лучше обсуждать сразу в автосалоне, либо в специализированном центре.
Однако специфика нашего климата и дорог доказывают, что в ходе эксплуатации и обслуживания у любого автомобиля можно выявить слабые места.
Что касается нового отечественного автомобиля, то даже если вы не планируете его эксплуатацию в ближайшем будущем, проведение полной антикоррозийной обработки нельзя откладывать. Дорог каждый час езды. Специфика такова, что заводские пластизоли, которыми покрывают днище и арки колес, не имеют проникновения в сварочные швы, они не содержать ингибиторов коррозии и могут лишь предохранить металлические части от механических факторов воздействия. Тем более, составы наносятся перед заводской окраской, при этом предварительно закрывается множество резьбовых отверстий и шпилек специальными технологическими наклейками, которые снимаются при сборке машины и соответственно эти участки днища остаются необработанными. Стоит все же обратиться в специализированный центр, где проверят полноту нанесения и состояние антикор-покрытий.
О скрытых полостях кузова и их обработке, как правило, написано в руководстве по эксплуатации, где во вложении имеется паспорт с подробной схемой нанесенной защиты и гарантийными условиями на нее.
Подержанные автомобили как отечественного, так и зарубежного производства раз в год нужно подвергать полной антикоррозийной обработке. Вместе с автомобилем стареют соответственно и все защитные покрытия, в том числе и пластизолевое покрытие днища, которое отслаивается в результате попадания влаги в коррозийные полости. Помимо этого повреждение происходит за счет песка, мелких камней и гравия, которые летят из-под колес. Повредить ее можно и обледенелыми сугробами в плохо очищаемых дворах, и на лесных дорогах о выступающие корни, и во время парковки о бордюры. Примерно так выглядят развалившиеся от коррозии участки кузова.
Выводы
Профилактическую антикоррозийную обработку, как и подготовку автомобиля к зиме, желательно делать ежегодно в начале осени. Для этого не поленитесь посетить антикор-центр для осмотра и устранения повреждений покрытия. А весной, когда снег растаял, для профилактики необходимо тщательно промывать автомобиль, для устранения солевых составов, которыми обильно покрывают наши зимние дороги. В противном случае летнее повышение температуры приведет к мощному ускорению коррозийных процессов.
Помните также, что после замены и ремонта любой кузовной детали нужно восстанавливать антикоррозийную защиту кузова.
В видеосюжете показан процесс проведения антикоррозийной обработки в специализированном антикор-центре. Обратите внимание на технологию и полный цикл технических мероприятий защиты от ржавчины.
В следующей статье мы расскажем вам, о методах проведения антикоррозийной обработки в домашних условиях и ее основных этапах проведения.
Будьте аккуратны и удачи вам.
В статье использована информация с http://www.amobil.ru